18 августа 1859 года француз Жан Блонден перешел по канату через Ниагарский водопад. При этом на своих плечах он держал второго акробата. Впоследствии Блонден не раз повторял этот трюк в различных вариациях: то с завязанными глазами, то в мешке, то толкая перед собой тачку, то на ходулях, а однажды он даже уселся на середине каната и приготовил себе омлет.
Есть такой знаменитый афоризм одного немецкого философа: человек - это канат над пропастью, натянутый между двух берегов. На одном - мы имеем дело с животным, на другом — нас ждет преображенный человек. Задача нравственной жизни - дойти вот с этого примитивного берега, где царствуют нехитрые животные инстинкты, до берега преображения — где человек и становится человеком.
Кстати, весьма распространено мнение, что человек становится человеком просто по факту своего рождения. Дескать, прямохождение, дар речи и паспортные данные делают нас людьми. А вот знаменитый философ Мераб Константинович Мамардошвили, напротив, считал, что быть человеком — это всегда усилие быть человеком. И без этого усилия — лететь нам с тонкого каната в глубокие воды Ниагары.
Вот мы все любим восхищаться западными странами, красотой их соборов, площадей, чистотой их улиц, законопослушностью граждан. А что нам мешает восхищаться всем тем же самым у себя? У нас что, нет культурного наследия, нет своих площадей или древних соборов? В России памятников старины, музеев, духоподъемных мест, красоты и благолепия хватило бы на десять Европ. Но что мы видим вокруг себя? Посмотрите, на что похожи наши улицы, парки, городские пляжи? Там мусора больше чем отдыхающих. А картина, когда из проезжающего автомобиля на дорогу вылетает мусор? А наши подъезды? А городской транспорт? А лица? Лица? … Вы вспомните, какими злыми глазами мы смотрим друг на друга? Да тут у любого возникнет сомнение: неужели вот это депрессивное, хмурое, везде мусорящее, уныло существо является человеком, венцом природы?...
Да, конечно является. Только, как говорил русский литературовед Константин Мочульский, порою кажется, что в таком человеке вместо души мешок с отрубями.
ХХ век доказал, и доказал, по-некрасовски, «с терпеньем и талантом», что человека делает человеком только духовный труд. Никакими революциями, социальными утопиями и экономическими реформами «собачье сердце» не станет сердцем человеческим. Эксперимент профессора Преображенского потерпел крах. А в его лице потерпел крах эксперимент всех русских интеллигентов, которые со времен Пестеля и Рылеева до Чернышевского и Горького пытались вывести новый тип человека, основанный на идеалах французской революции. Ничего не вышло, кроме страшного социального животного, с огромными духовными комплексами, злым лицом и жадными глазами. Об этом же и все персонажи Гоголя, с его богатыми эпитетами, описывающими животную сущность порока. Помните, ведь именно у Гоголя главный герой обладает либо рожей, либо, в преображенном состоянии, лицом и даже ликом. Противостояние между профессорами Преображенскими и подлинным Преображением – об этом вся русская литература. Все эти Штольцы, Левины, Базаровы, горьковский Лука – это все такие же Преображенские, которые ставят эксперимент над собственным народом…но так и не могут преобразить ни себя, ни народ.
А все дело, наверное, в том, что источник преображения находится на противоположном берегу, по ту сторону каната. В царстве человека – такой силы нет. И история доказывает это раз за разом. Но чтобы этот свет тебя коснулся, ты должен коснуться его. Чтобы его видеть и излучать – надо самому им стать. В этом суть христианского преображения: спаси себя – вокруг тебя спасутся тысячи; начни с себя – и дашь начало многим. И без этого движения по канату над пропастью, невозможно состояться ни приличному человеку, ни приличному искусству, ни народу, ни целой стране. И пусть сразу не будет получаться, как у присно поминаемого Жана Блондена: со связанными глазами, да еще на ходулях, да еще с кем-то на плечах… Но не начав этот путь, не признавшись себе, что просто человеком отсидеться в этом мире не получится, - потому что человеком еще надо состояться, - мы так и будет восхищаться чужими порядками и воротить нос от своих…
А чтобы подбодрить идущих по канату, я припомню слова, сказанные Исааком Сирином: «Бог начало нашего пути, цель нашего пути и Тот, Кто весь путь идет вместе с нами, поддерживая и наставляя».
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Время Великого поста — как соединить светскую жизнь и церковную?
— Память — что помнить, а что забывать?
— Предложение министра иностранных дел Эстонии признать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата террористической организацией;
— Изменения в поколениях церковных людей и священников.