Династия промышленников Прохоровых от поколения к поколению приумножала свой капитал. Миллионы радовали семью - они давали возможность заниматься благотворительностью. «Живите не для богатства, а для Бога», - завещал наследникам основатель династии Василий Прохоров.
Василий Иванович - выходец из крепостных - не получил образования. Его университеты – им же созданная знаменитая московская Трёхгорная мануфактура. А до её появления Василий занимался пивоварением. Семья Прохоровых была религиозной, и Василия смущал характер его занятий. Да и жена постоянно говорила, что она не может молиться об успехе дела, которое спаивает и разоряет людей. Василий продал пивоварню и вложил деньги в организацию ситценабивной мастерской.
Дело пошло в гору, Прохоров расширил его и открыл уже фабрику – Трёхгорную мануфактуру. В России тогда почти не занимались производством ситца, но именно на это и поставил Василий: у него не было конкурентов. Ткани шли нарасхват, и Прохоров стал уважаемым купцом. Его зауважали ещё больше, когда он занялся благотворительностью. Василий построил в городе два дома для престарелых и приют для детей. А заботясь о рабочих своей фабрики, организовал для них медицинский кабинет.
У Прохорова была огромная семья - десять своих и несколько приёмных детей. Но только один из наследников – сын Тимофей, по мнению Василия Ивановича, мог занять его место на фабрике. Во время войны 1812 года отец устроил сыну экзамен на прочность. Когда французы подошли к Москве, Василий Иванович спас свои ткани, отправив Тимофея торговать ими в провинцию. Несмотря на трудное для страны время, юноша сумел продать всё до последней нитки. Отец понял: из сына выйдет толковый коммерсант и передал ему мануфактуру. Тимофею было тогда 17 лет.
Он вырос на фабрике, хорошо знал рабочих и приходил в ужас от уровня их образования. Первым делом Тимофей стал учить работников грамоте. Но безусого мальчишку никто и слушать не захотел. Тогда Тимофей подошёл к проблеме с другой стороны. Рассудив, что будущее фабрики зависит от квалифицированных рабочих, он решил обучать не взрослых, а детей и открыл первую в Европе ремесленную школу. Днём ученики постигали азы разных профессий, а вечерами осваивали науки. На экзамены Прохоров приглашал других фабрикантов и те поражались успехам, которые делали дети. По окончании школы никто из них не хотел покидать фабрику.
При Тимофее Васильевиче на предприятии установилась железная дисциплина. О пьянстве или сквернословии не было и речи – Прохоров строго следил за нравственным обликом своих подчинённых. Но и заботился о них по-отечески. На фабрике был самый короткий в России рабочий день, по праздникам и выходным люди отдыхали. Тимофей Васильевич построил родильный дом, больницу, детский сад, дом для престарелых и школу для девочек. И первый в стране рабочий театр.
Трёхгорная мануфактура процветала. На выставках она завоёвывала медали. Сами же Прохоровы «за попечение о рабочих» получили благодарность от императора Николая Первого, право изображать на своих товарах российский герб и потомственное почётное гражданство.
Тимофей Васильевич одно время служил судьёй и был озабочен судьбой заключённых. Его особой болью стали дети арестантов. Педагоги школы Прохорова приезжали к ним давать уроки, а приходской священник вёл занятия по Закону Божию. Стараниями Прохорова для заключённых стали проводить богослужения. Он же построил для арестантов храм.
Тимофей Васильевич всегда предпочитал слову дело. А дела были таковы, что современники называли Прохорова самым передовым человеком своего времени. Он оставил после себя замечательный труд «О богатении», в котором писал, что богатство допустимо иметь только в том случае, если оно используется на помощь людям. Тимофей Прохоров не думал о наградах. Считал: лучшая награда для того, кто творит добрые дела - это прочувствованное понимание того, что он живёт «в Боге».
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение