Год культуры

Частное мнение. Игорь Петровский. Год культуры
Поделиться
Игорь Петровский

Игорь Петровский

2014 год был объявлен годом культуры в Российской Федерации. Все чаще можно слышать мнение, что современная культура и творчество подходят к пределу своего истощения. И в самом деле, социальный протест, злая пародия, да невротизмы различных видов – вот те темы, что овладели актуальным искусством. Вот вспомните, кто сейчас является главными деятелями современного российского искусства, о ком пишут все мировые СМИ и кого премируют за рубежом и даже в России? Правильно, чаще всего это так называемые акционисты и представители «протестного искусства». Небезызвестная четверка девиц, исполнив на амвоне Храма ну вот совершенно убогую по смыслу и звучанию песню, – была объявлена западными СМИ «самым влиятельным мыслителем года». Художник Петр Павленский стал известен на весь мир после того, как вышел нагишом на Красную площадь страны и прибил себя гвоздем к брусчатке. Вы не поверите, но он стал номинантом в категории «лучшая акция года, затрагивающая самые значимые мировые события» по версии крупнейшего мирового агентства Рёйтер. В этом же списке питерская арт-группа «Война», прославившаяся тем, что нарисовала огромный неприличный знак на Литейном мосту культурной столицы России Санкт-Петербурге. Хотите верьте, хотите нет, но после этого так называемые художники получили – внимание, следите за рукой – «государственную премию Шестого всероссийского конкурса «Инновация»». Между прочим, среди учредителей награды – Федеральное агентство по культуре Российской Федерации. То есть премию арт-группе «Война» вручил не частный фонд и даже не западные ценители подобного искусства, а отечественный истаблишмент… И всем нам говорят, что народу это нравится, «пипл хавает», как некогда сказал Богдан Титомир. Вот честное слово, я много раз это слышал, причем из уст редакторов весьма уважаемых изданий. Желтая пресса и попса – это, мол, общественный заказ. А вот, позвольте вас спросить, чем это отличается от логики наркоторговцев? Сначала массы сажают на эту пошлость, как на иглу, а после моментального привыкания идут навстречу требованиям трудящихся, поставляя новую дозу пошлости. И потом все это называют народной газетой, народным телеканалом, или уже без малого народной культурой. О перспективах этой деградации есть хороший фильм Майка Джаджа, который называется «Идиократия». Про такое недалекое будущее, где живут идиоты, страшно гордые своей демократией, но со средним ай-кью не выше 20 баллов.

И вновь приходится признать: «Нет ничего нового под солнцем». Такое уже было. Культура идиократов уже разрушала Римскую империю, стирала с лица земли целые цивилизации, топила в крови и якобинскую Францию, и Китай под властью хунвейбинов, а уж история нашего Отечества это вообще учебник по подобному разрушению. И надо сказать, что роль культуры в гибели этих цивилизаций – не последняя. Ведь именно силой так называемой новой прогрессивной культуры разрушали традиционные семейные отношения, религиозные представления, привычный календарь жизни.

В свое время пресловутый Малевич с пролетарской гордостью любил говаривать: «Мы прекрасны в неуклонной измене своему прошлому. Разрушать – значит создавать». Вот тут вопрос: должна ли культура непременно изменять своему прошлому в поисках новых форм? Готовы ли мы и дальше номинировать пошлость и разрушать то, что создавалось веками? Помните, как испанские конкистадоры надували индейцев? Они обменивали свою дешевую бижутерию на чистое золото, которое несли им изумленные аборигены. Неужели разрушенные империи, стертые с лица земли культуры и деградировавшие нации, обменявшие свое золото на пластмассовые бусы, нас так ничему и не учат? Вот те вопросы, на которые, мне кажется, должен был ответить год культуры в Российской Федерации.

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (7 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...