Драматург Генрих Ибсен, основатель «новой европейской драмы», как-то сказал, что единственным основанием для творчества является содержательная жизнь. Немало есть художников, удовлетворяющих этим требованиям, но, пожалуй, самым ярким из ныне здравствующих будет Михаил Михайлович Шемякин.
И в самом деле, с ибсеновским основанием у Михаила Михайловича все в порядке. В 18 лет его изгнали из художественной школы при Институте Репина, так как его взгляды не соответствовали нормам социализма. Не смог он надолго задержаться и в Псково-Печерском монастыре, где проходил послушание у знаменитого архимандрита Алипия. Ему не дают поступить в Ленинградскую духовную семинарию, куда он подает документы. Но настоящие злоключения начались после 1967 года, когда Шемякин пишет небольшой философский трактат «метафизический синтетизм», где почти на каждой странице цитируется Евангелие и святой Дионисий Ареопагит.
Как и водилось, автор был приговорен к принудительному лечению в психбольнице. И просто чудом можно назвать то, что матери как-то удалось вызволить сына из этого ада. А вскоре его выдворяют из страны. Так что за 28 лет пребывания Михаила Шемякина в Советском Союзе «содержательной жизни», о которой говорил Ибсен, ему хватило с лихвой.
Сейчас Михаил Шемякин много работает в России. Иллюстрирует книги, оформляет спектакли, но, пожалуй, самое заметное – это его памятники. Я видел почти все его скульптуры. Но больше всего мне запомнилась та, что стоит на Болотной площади к Москве. Памятник называется «Дети – жертвы пороков взрослых».
Скульптурная композиция, если вы помните, представляет собой двух детей – мальчика и девочку, – которые на ощупь пытаются куда-то двигаться. Глаза их завязаны. А между ними лежат два предмета - мячик и книга. Но самое страшное находится вокруг детей. Их окружают омерзительные фигуры 15 пороков, выполненные абсолютно в гоголевском стиле: это и наркомания, и воровство, и алкоголизм, и невежество и прочие ужасы. В общем, страшная иллюстрация того, что дети чуть ли не ежедневно встречают на улице, по телевизору, в интернете, в глянцевых журналах и даже в школе и дома. Кстати, брошенный мячик с книгой – тоже актуальный символ того, что дети разучились играть во дворе и читать нормальные книги.
Но поговорить я хотел немного о другом. Когда я читал об этом памятнике в интернете, то нашел немало реплик православных авторов. Оказывается, есть активная оппозиция этой скульптурной группе, и, как ни странно, не со стороны либеральных деятелей, а именно активистов из числа верующих. Мол, детишки могут прогуливаться рядом со скульптурной композицией, могут увидеть невзначай этих пятнадцать уродцев, их психика может получить травмы, несовместимые с нормальной жизнью. А вот позвольте возразить. Мое частное мнение, что пусть лучше их ЭТО бьет, пусть каждый из этих пороков навсегда останется в их памяти в виде уродцев и кошмаров, чем в виде неразлучных спутников жизни. Пусть негатив и отвращение к этим порокам будет их основным инстинктом. И уж позвольте вас спросить, разве то, что дети ежедневно встречают подобные пороки в жизни, – меньше их ранит? Что, у нас с улиц всюду исчезли интим-салоны, или похабная реклама, или пьяницы, или грязь, или хамство, или реклама наркотиков? Может, все-таки, сейчас не время «чистоплюйствовать»? Мне вообще кажется, что было бы неплохо подобные памятники ставить в каждом городе – чтобы граждане не разучились уродство видеть уродливым. А надо сказать, сейчас с этим большая проблема. Порок сегодня очень красиво упакован, он в моде. И мы уже привыкли равнодушно проходить мимо совершенно чудовищных явлений. Как символично, что в центре шемякинской композиции стоит самый высокий идол, закрывающий свои глаза, уши и рот – и называется он пороком Равнодушия. Вот и у Данте Алигьери в «Божественной Комедии», когда описываются круги ада, самые жаркие его уголки оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет.
И еще что хотел сказать… Не спорю, в чем-то Шемякин сложный автор. К смыслу некоторых его произведений нужно буквально пробиваться. Но это автор, который исповедует наши принципы и наши ценности. И при этом его чествуют во всем мире как великого русского художника. Так что если у нас не будет таких вот Шемякиных, то судьба нам остаться в истории современной культуры с Гельманами, Тер-Оганьянами, Павленскими и Толоконниковыми. И тогда порокам взрослых будут ставить совсем другие памятники.
«Православная школа сегодня». Протоиерей Дмитрий Григорьянц
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был настоятель Филаретовского храма города Лобня, директор и духовник православной гимназии во имя Святителя Филарета Московского протоиерей Дмитрий Григорьянц.
Разговор шел о том, чем отличается обучение в православных школах по сравнению со светскими, а также о том, как помочь ребёнку приобрести важные для жизни навыки и определиться с будущей профессией.
«Возрождение культурного и духовного наследия». Анор Тукаева, Валерия Лебедева
У нас в гостях были руководитель фонда «Крохино» Анор Тукаева и руководитель арт-пространства «Мериново» Валерия Лебедева.
Наши гостьи поделились, как в соседних сёлах в Вологодской области сохраняется и возрождается память о культурном и духовном наследии. Разговор шел о восстановлении затопленного храма Рождества Христова в Крохино и созданной там архитектурной инсталляции, а также о реставрации столетнего дома в деревне, где Василий Шукшин снимал свой фильм «Калина Красная» — и о том, как приезжающие сюда гости могут погрузиться в культурную жизнь провинции.
Мама приемных детей на колясках
В одной из социальных сетей я познакомилась с мамой троих приёмных детей, двое из которых передвигаются на инвалидных колясках, и захотела рассказать её удивительную историю в эфире.
32-летняя Ольга Комарова встретилась с восьмилетним Сашей неожиданно для себя: пришла в больницу навестить друзей и увидела в кровати под одеялом красивого голубоглазого мальчика, который заливисто смеялся. Это случилось несколько лет назад в Санкт-Петербурге, куда Ольга приехала в гости из Москвы, а Сашу привезли на лечение из пермского детского дома. Молодая женщина всегда с сочувствием относилась к таким ребятам, как волонтёр посещала сиротские учреждения с подарками. Но при встрече с Сашей она испытала непривычные эмоции. «Я сразу поняла, что это мой ребёнок, — вспоминает Ольга. — Не могу объяснить почему, но стоя там, под дверью палаты, я почувствовала: я его заберу».
Ещё не зная, чем именно болеет мальчик, Ольга начала изучать информацию по усыновлению. Позже нашла в Банке данных сирот Сашину анкету и была поражена длинным списком его диагнозов, среди которых есть расщепление позвоночника, и умственная отсталость.
На Новый год и Рождество Ольга улетела в Таиланд, но и там продолжала думать о Саше: планировала совместный отдых, всюду обращала внимание на пандусы для инвалидной коляски. А по возвращении в Москву окончила школу приёмных родителей, оформила необходимые документы и поехала в Пермь за сыном.
В детском доме Ольге сказали: «Не рассчитывайте на то, что Саша сможет учиться и работать». А ещё предупредили, что у мальчика сложный характер. Но приёмная мама даже не подозревала, насколько тяжёлой окажется адаптация. «Первые полгода прошли в режиме выживания», — вспоминает она. Саша устраивал истерики, которые длились от полутора часов до трёх суток!
Однажды Ольга привела Сашу на следж-хоккей — это паралимпийский аналог хоккея с шайбой, и с тех пор спорт стал для него лучшей реабилитацией и дополнительным образованием.
Через два года в семье Комаровых появилась приёмная дочка — малышка Ангелина. Дети похожи внешне, как брат и сестра, оба отказники с рождения, и даже диагноз — патология позвоночника — у них, к сожалению, одинаковый. Но Геля, по словам мамы, — обычный ребёнок, тёплый и ласковый.
Я видела фотографии этой семьи: счастливые дети и заботливая мама, которая носит их на руках! А в 2023 году Ольга Комарова взяла под опеку ещё одну сироту — 16-летнюю Марину.
Все выпуски программы Живут такие люди