27 Июля 1794 года был отстранен от власти — и на следующий день казнен — Максимилиан Робеспьер, один из самых известных деятелей французской революции. История его весьма поучительна. В апреле 1789 года его, провинциального юриста, избирают в Генеральные Штаты, представительный орган, в который входили депутаты со всей страны.
20 июня 1789 года, в результате противодействия двора, лишенные помещения депутаты собрались в зале для игры в мяч, где принесли клятву-присягу не расходиться, пока не будет выработана конституция. Одним из авторов текста присяги был Робеспьер — и он же принял участие в составлении текста знаменитой Декларации Прав Человека и Гражданина и первой французской конституции.
В этот период всё, что мы знаем о нем, показывает его как человека просвещенного и гуманного — он выступает за отмену смертной казни, за запрет рабства во французских колониях, за снятие правовых ограничений с религиозных и национальных меньшинств.
Как же получилось, что потом само имя Робеспьера стало ассоциироваться с гильотиной и террором? Его трагическая история повторяет историю Революции — и не только французской. Есть известная фраза, что революции замышляют люди гениальные, совершают их герои, а плодами их пользуются негодяи. К ней можно добавить, что нередко это одни и те же люди.
Робеспьер, глубоко увлеченный античным миром и философами-просветителями XVIII века хотел построить новое общество — в котором будет царить справедливость, добродетель и человеколюбие. Однако, как и другие люди, задавшиеся такой благородной целью, он вскоре обнаружил, что люди не понимают своего счастья — и не идут за благодетелями, которые лучше знают, как им жить.
Французская революция развивалась, страна погружалась в хаос, войска отказывались принимать участие в начавшейся войне с австрийцами, в ряде провинций начались выступления в защиту монархии.
Революцию можно было сохранить только самыми суровыми мерами — «тиранией свободы», как назвал это другой революционный деятель, Марат. Реальные или предполагаемые враги революции — или просто люди, жившие в областях, подозрительных с точки зрения контрреволюционных мятежей, подвергались поспешным судам — или вовсе бессудным расправам.
Как говорил Робеспьер в феврале 1794 года, «Нужно подавить внутренних и внешних врагов Республики или погибнуть вместе с нею; а в данном положении первым правилом вашей политики должно быть управление народом при помощи разума и врагами народа — при помощи террора»
По-видимому, Робеспьер не был человеком лично кровожадным — он просто считал, что для блага Франции и всего человечества необходимо рубить головы. Правда, он не предвидел, что этих голов скоро окажется и его собственная. А для нас он остается трагической и предостерегающей фигурой — очень легко превратиться из идеалиста в палача — особенно, когда ты борешься за счастье всего человечества.
20 апреля. О Христе
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим».
О Христе, — епископ Черняховский и Славский Николай.
20 апреля. О проповеди святого Серапиона Синдонита
Сегодня 20 апреля. День памяти Преподобного Серапиона Синдонита.
О проповеди святого, — священник Августин Соколовски.
20 апреля. Об истории акафиста Пресвятой Богородицы
Сегодня 20 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах читается Акафист Божьей Матери.
Об истории акафиста, — игумен Лука Степанов.