17 июня 362 г. Римский император Юлиан издал эдикт, запретивший христианам преподавать в школах

Эдикт императора Юлиана, запретивший христианам преподавать в школах
Поделиться
Худиев

Сергей Худиев

17 июня 362 г. Римский император Юлиан издал эдикт, запретивший христианам преподавать в школах. Согласно тексту указал, император считал нелепым, чтобы лица, объясняющие Гомера, Гесиода, Демосфена, Геродота и других античных писателей, сами отвергали чтимых этими писателями богов. Таким образом, Юлиан запретил христианам обучать риторике и грамматике, если они не перейдут к почитанию богов.

Для императора Юлиана, получившего в истории прозвище «Отступник», это было частью проекта по восстановлению римского язычества, которое было сильно потеснено после того, как святой равноапостольный Константин сделал христианство государственной религией.

Юлиан обещал большие выгоды тем христианам, которые согласились бы отречься от веры.

Он также постарался укрепить языческий культ. Он организовал языческих жрецов по образцу иерархии христианской церкви; внутренность языческих храмов была устроена по образцу храмов христианских; предписал вести в храмах беседы о тайнах эллинской мудрости, по образцу христианских проповедей, ввел пение во время языческой службы, следил за безупречной жизнью жрецов. Видя, что привлекательности Церкви много содействовала ее забота о бедных, он постарался наладить похожую благотворительность при языческих храмах.

Но все это было впустую — после гибели Юлиана на войне, Церковь вернула себе утраченные позиции — на этот раз окончательно.

Почему попытка Юлиана была обречена? Ведь он постарался перенять все, что с чисто земной точки зрения обеспечило успех Церкви — и благоукрашение храмов, и иерархию, и благотворительность, и наставления в учении. Ответ напрашивается сам собой— языческое учение было просто ошибочным, и явление христианской истины сделало эту ошибочность очевидной.

В наши дни в разных странах — в том числе в нашей — у Юлиана находятся подражатели. Хотя многие о нем и не слышали. Язычество — античное, но чаще германское, славянское или кельтское, кажется людям чем-то романтичным и привлекательным.

Они уходят в леса и парки и совершают там обряды, которые объявляют древними, возносят молитвы богам, которым, как они говорят, молились их далекие предки в дохристианскую эпоху. Конечно, в результате утраты живой традиции — и отсутствия каких-либо священных текстов — преемство с древними язычниками тут более чем сомнительно. Со стороны все это выглядит просто этнографическим фентези.

Но важнее другое — вопрос об Истине. Существуют ли все эти Одины, Перуны и Луги на самом деле? Нет, и их даже не особенно пытаются представить реально существующими. Это с самого начала игра.

Но вопросы об истине, о смысле жизни, о надежде перед лицом смерти — это игровые вопросы. Это вопросы к реальности. Это вопросы о поисках живого, реального, на самом деле существующего Бога.

Бога, который открылся всем народам в лице Господа нашего Иисуса Христа.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (7 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...