Обезьяний процесс, или, официально говоря, «Дело Штата Теннесси против Джона Томаса Скоупса» проходил в 1925—1926 годах в уголовном суде штата Теннесси в городе Дейтон над школьным учителем из того же города Джоном Скоупсом. Он был обвинен в нарушении «акта Батлера», закона, который под угрозой денежного штрафа запрещал преподавать теорию Эволюции. В итоге учителя приговорили к штрафу в 100 долларов, однако приговор был вскоре отменен по чисто формальным причинам.
В историю этот процесс вошел как классический случай противостояния «науки» и «религиозного фундаментализма» - мол, простодушные, невежественные фермеры с толстыми Библиями наперевес, против образованных горожан. Но реальная картина была сложнее.
У христиан были основания отнестись к теории эволюции с серьезным беспокойством. Теория, предполагавшая естественный отбор и “выживание наиболее приспособленных” очень скоро была воспринята как новое откровение, новый миф о Творении, основываясь на котором, следовало строить свою жизнь и свои отношения с ближними. Прогресс жизни и прогресс человеческого общества — стал восприниматься как обусловленный “борьбой за существование”, борьбой, в ходе которой “приспособленные” выживают за счет “неприспособленных”. В головах образованной, научно мыслящей публики водворились “научный” расизм и социал-дарвинизм. Сейчас, когда расизм (особенно в англоговорящем мире) превратился в табу, а расистские высказывания — в самый надежный способ раз и навсегда погубить свою карьеру, биографы ученых избегают говорить об этом, но история развивалась так, как она развивалась: самые грубые расистские убеждения выражали не какие-нибудь профессора околовсяческих наук, не странноватые любители, а признанные светила науки. Казалось очевидным, что расы занимают эволюционно разные ступени, чернокожие ближе к обезьянам, итальянцы где-то посередине, а просвещенный английский джентльмен (или прусский генерал) — вершина эволюции.
Людей, которые отвергали (и отвергают) теорию эволюции (как научную теорию) из-за ее нравственных плодов, можно понять. Если от имени науки вас склоняют к чему-то, возмущающему совесть, вам несомненно следует слушать совесть. Но одно вам следует помнить — когда от имени науки вам пытаются указывать, верить ли вам в Бога и как поступать со своими ближними, вы имеете дело не с наукой.
Научные теории могут быть истинными или ложными, но они не могут ничего сказать о цели и предназначении мироздания, о том, как нам следует себя вести.
Как сказал мне один неверующий учёный, “наука имеет описательный, а не предписательный характер”. В том, как себя вести, вам придется полагаться на другие источники. Это достаточно очевидно — что бы там наука ни говорила о неразумных животных, мы-то люди.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.